IV Московский урбанистический форум «Драйверы развития мегаполиса»

Вы здесь

       11-14 декабря 2014 года наши сотрудники приняли участие в IV-м Московском урбанистическом форуме «Драйверы развития мегаполиса».

       Мероприятие собрало более 5000 участников из 45 стран мира. В работе Форума приняли участие 22 официальные делегации, 13 мэров городов мира, а также шесть глав администраций городов России. В первые два дня было проведено 22 сессии и четыре пленарных заседания, 3 специальных мероприятия, тематика которых включала самые различные аспекты развития современных мегаполисов, катализаторы роста экономики городов, их роль в развитие стран и место на глобальной картине мира. Освещали работу Форума около 400 журналистов из российских и зарубежных масс-медиа.

        В мероприятиях Форума приняли участие представители государственных и бизнес-структур, эксперты и мэры различных городов. Впервые в этом году Форум приобрел официального партнера, которым стал один из крупнейших и высокоразвитых мегаполисов мира – Сингапур. В рамках глобальной повестки эксперты-урбанисты, политики, представители бизнеса и научного сообщества обсудили вызовы и проблемы, с которыми сталкивается большинство динамично развивающихся городов мира. Инфраструктура и благоустройство мегаполисов, общественные пространства, новая социальных роль университетских кампусов, экологические проекты, высокотехнологичные инструменты взаимодействия власти и горожан – эти и другие темы стали предметом дискуссий. Международный опыт ценен для Москвы и других городов России.

        Впервые в 2014 году в рамках Форума прошли две отдельных конференции «Власть и граждане: технологии сотрудничества», а также конференция городов России, где обсуждались различные модели развития российских городов и представлялись лучшие практики в вопросах управления, городского планирования и формирования комфортной среды для жизни.

        Мэр Москвы Сергей Собянин открыл Форум и представил большой доклад о развитии российской столицы в рамках пленарного заседания 12 декабря «Москва: приоритеты нового этапа развития». По его словам, Москва заметно изменилась за последние годы. Многие проекты из плоскости идей уже переместились в плоскость конкретных действий. Масштабное строительство постепенно трансформирует рынок: Москва избавилась от имиджа супердорогого города для бизнеса и туристов. В прошлом году столицу посетили более 5 млн иностранцев – это рекордный показатель. Благодаря пересмотру градостроительной политики и расстановке новых акцентов, отметил мэр, Москва сохранит высокие объемы застройки, не переуплотняя город. Новая Москва к 2020 году станет современным городом, вмещающим 1,5 млн человек, там будет создан 1 млн новых рабочих мест. В 2015 году на присоединенных территориях уже откроются первые станции метро. Сергей Собянин убежден, что развитие инфраструктуры – это рецепт от кризисов, борьба за людей.

         Исследовательская программа Московского урбанистического форума в этом году серьезно расширилась. На сессиях были представлены итоги масштабных исследовательских проектов, подготовленных специально к мероприятию, в их числе исследование «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда». Участники панели «Рейтинги городов: инструмент конкуренции или средство установки целей» обсудили новое исследование PwC, раскрывающего тенденции развития крупнейших городов семи ведущих стран с развивающейся экономикой «От Москвы до Сан-Паулу». Как отметил партнер PwC Хазем Галяль, позиции Москвы в рейтингах развивающихся городов улучшаются, и тенденция внушает оптимизм. В последний год в Москве улучшились показатели безопасности, транспорта, здравоохранения. По развитию информационных технологий и мультимедиа Москва в рейтинге PwC заняла первое место.

          Старший научный сотрудник Urban Land Institute Грег Кларк, который также представил на Форуме доклад о растущей роли мегаполисов мира на мировой арене и увеличению их вклада в глобальную экономику, добавил, что Москве надо работать над продвижением бренда города. Это позволит повысить доверие к российской столице, привлечь инвесторов, туристов, бизнес.

          Панельные сессии в рамках отдельной конференции внутри Форума «Власть и граждане: технологии сотрудничества» были посвящены новым технологичным решениям, которые помогают наладить прямо контакт активных граждан, бизнеса и представителей власти. Правительство Москвы очень плотно занялось краудсорсинговыми проектами, так как увидела в них огромный потенциал. По словам руководителя Московского центра «Открытое правительство» Натальи Климовой, это хорошая возможность обсудить с жителями города изменения в городском устройстве. Успешно реализованных инициатив несколько: проект «Наш город», в рамках которого выбрано для реализации
более 200 идей, проекты «Наши маршруты» и «Мой офис госуслуг» и другие.

           В центре дискуссий второго дня Форума были векторы развития столицы России, стратегическое планирование территорий и развитие человеческого потенциала. Эксперты обсудили международный опыт и конкретные урбанистические кейсы в различных сферах: транспорт и архитектура, реформа здравоохранения и инфраструктура, культурная составляющая и новейшие технологии.

            Выступая на сессии «промышленность в современном городе: конверсия или инновации» руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин отметил, что в XX веке драйвером развития Москвы была промышленность, в том числе тяжелая, однако в последние годы столица менялась в русле глобальных трендов. По его словам, промзоны – это уникальный резерв для развития города, который нужно идеально использовать на благо города и его жителей, превратить их в объекты с высокой добавленной стоимостью.

            Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин говорил о главном принципе новой градостроительной политики: рассматривать Москву и московскую агломерацию как одно целое. В этом контексте создается единая программа московского транспортного узла, формируется полицентричный мегаполис, повышается мобильность города, причем упор делается на максимальной пешей доступности объектов инфраструктуры. По словам заместителя мэра, Москва вышла в лидеры по динамике и объемам транспортного и дорожного строительства. Загрузка автодорог в Москве – одна из самых высоких в мире (3,9 млн машин в Москве плюс 3 млн в Московской области). При этом комфортно может перемещаться по городу только 500 тыс. автомобилей. По словам Максима Ликсутова, вице-мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, 25% московских автомобилистов готовы пересесть на общественный транспорт (примерно 1,1 млн чел). Поэтому развитие общественного транспорта – приоритет для столицы.

             Еще один огромный ресурс для Москвы – набережная Москва-реки. В рамках Форума были озвучены итоги конкурса на концепцию развития водного фронта. Победителем стало архитектурное бюро «Меганом». Согласно планам Правительства Москвы, к 2035 году должна завершиться полная реализация проекта.

             На итоговом заседании Форума «Выбор целей и моделей развития современного города» участники фактически подвели итоги двух рабочих дней и попытались ответить на вопрос: как правильно наладить взаимодействие всех сторон, вовлеченных в развитие мегаполиса, чтобы поставленные цели были реализованы. Формируя стратегию развития города необходимо учитывать множество пластов: пространство, экономику, инфраструктуру, культуру и самое главное – человека.

              Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, модератор финальной сессии, попросил участников заседания поделиться своим взглядом на то, какие драйверы они считают самыми важными для развития Москвы. Декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский высказал мнение, что основным капиталом города становится здоровый, инициативный, обеспеченный человек. Президент компании Habidatum Алексей Новиков указал на активное развитие электронных сервисов. Основным индикатором жизни города архитектор, декан факультета архитектуры и искусств Universidad de Desarollo Пабло Альярд (Чили) считает качество жизни. Как его измерить? Это и культурно-историческое наследие, и ландшафт, и экономика, и размер города, и уровень образования, и развитие технологий. Чего недостает Москве? По мнению г-на Альярда – высокотехнологичных платформ, «силы софта», программного обеспечения.

              Марат Хуснуллин в очередной раз подчеркнул: главный драйвер Москвы и России в целом – это люди, которые заинтересованы в изменениях, стратегическом планировании и, главное, готовы во всем этом участвовать. Марат Хуснуллин убежден, что Москва – очень сильный город и никакие экономические проблемы не остановят его развитие.

Задать вопрос / оставить комментарий

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.