«МЫСЛИ ВСЛУХ»

Вы здесь

О стратегическом пространственном развитии Кургана

        Качество жизни в российских городах сегодня во многом зависит от стратегии развития.  В Кургане Стратегия социально-экономического развития города была принята в конце прошлого года местными властями с участием или без участия (потому что никто не хотел участвовать) горожан.
       Лично у меня, когда я читала этот документ и писала свои замечания в Администрацию города Кургана, сложилось мнение, что этот документ вообще не про Курган и был просто «подогнан» под «наш размер» с кого-то из наших соседей.
       Наверное поэтому Курган в этом документе и был назван разработчиками «малым городом» (видимо, в сравнении с нашими соседями – миллионниками).
       На московском урбанистическом форуме (декабрь 2014 года) Стратегия социально-экономического развития города Кургана (как и некоторых других городов) подверглась резкой критике экспертным сообществом что называется «со сцены», чему я и мои коллеги неожиданно стали свидетелями. В большей степени Курган обвиняли в отсутствии обдуманного стратегического видения развития города, и я понимала, что так оно и есть.
       Слабо утешает то, что не важно какой документ принят – никогда не поздно внести в него изменения, вот только было бы что вносить. Очевидно, что далеко не  все сценарии развития других областных центров применимы к Кургану. Выбирать особенно не из чего: Курганская область не тот регион, к которому можно «сесть на шею» и с комфортом высасывать дотации, да и в Кургане работают уже только остатки от крупных предприятий из нашего советского наследства, а с ограниченной ролью обслуживающего или сервисного центра «далеко не уедешь». Всё-таки основная проблема заключается в том, что в Кургане очень мало свободной земли, особенно если рассчитывать на строительство перерабатывающих предприятий, открытие логистических или крупных торговых центров.
       Вот и получается, что для Кургана единственно верный выбор  - дополнение нашей индустриальной экономики  параллельно развивающейся постиндустриальной,  инновационной экономикой, т.е. ставка должна делаться на малое производство инновационного типа с высокой добавленной стоимостью. Такие компании могут занимать небольшие офисные здания, но на выходе давать дорогой продукт и, соответственно, обеспечивать серьезные отчисления в бюджет.
       Мы можем пригласить инвесторов, у которых есть технологии и опыт создания продукции и услуг, востребованных на рынке и строить городскую экономику с нуля. Завлекать инвесторов какими-то особыми преференциями от города, например налоговыми льготами, у Кургана не получится. Придётся «очаровывать» инвесторов индивидуальным подходом к каждой сделке: персональным сопровождением документов, помощью в оформлении земли и подключении коммуникаций. Бюрократию нужно свести к минимуму. Ещё потребуется умение не уступать перед соблазнами и не отступиться от намеченного плана. Важно понимать, что можно настроить на свободных территориях например, несколько складских комплексов, но тогда земельный ресурс закончится, а налоговые отчисления в городской бюджет не  будут регулярными. Такой же подход должен быть и к массовой жилой застройке - она должна быть сбалансирована, иначе это вызовет социальное напряжение и ещё массу проблем.
        Вариант развития инновационной экономики «не для слабых», требует особых компетенций муниципальной власти и кадровой платформы (весьма дефицитного сегодня для нас актива). И что ещё нужно понимать: «пахать» на стратегическое развитие и создавать условия для инновационных предприятий с их уникальными кадрами нужно сегодня, а результат мы увидим лет через 5 – 10.

        Теперь о связи между Стратегией социально-экономического развития и Стратегией пространственного развития города. Она заключается в том, что в зависимости от выбранного варианта развития экономики мы либо поддерживаем исторически сложившуюся модель промышленного развития города и отдельных территорий (когда город разрастается вокруг крупных предприятий), либо идём на риск и ломаем эту модель. Тогда город свободно развивается в ограниченных земельных ресурсах, т.к. инновационным предприятиям не требуется много земли. Работники инновационных предприятий, как правило, особенно чувствительны к городской среде, предоставленным городом возможностям образования, здравоохранения и культуры, что необходимо городу обеспечивать. Но улучшений в этих сферах ждут все курганцы (город ничего не теряет!).
        Многие главы российских городов уходят от стратегического развития в принципе, за что и получают шквал критики, но их «вытягивают» какие-то другие направления. Курган всё как-то вытягивается, а «плыть по течению» до того момента, когда в городе вообще не останется свободной земли, слишком опасно.
         Так значит нужно всерьёз поработать над  драйверами развития экономики. Сейчас таким драйвером в Кургане является промышленность, но если сколько-нибудь значительную долю ВРП (валового регионального продукта) составит инновационная промышленность Кургана, свою долю внесут торговля и строительство, то мы получим настоящий город будущего. За счет накопленных активов Курган сможет успешно подключиться к федеральным и региональным программам строительства объектов дорожной и социальной инфраструктуры на основе софинансирования, создавая тем самым комфортную городскую среду.
Другого выхода я не вижу.
          На эту идею меня вывели размышления по итогам работы на четырёх градостроительных форумах в разных городах России, общения с коллегами и изучение опыта развития других городов. Но окончательно идея была сформулирована после приезда в Курган голландского архитектора К.Донкерса и выяснений в подробностях, что называется «из первых уст», истории развития Эйндховена (международный опыт очень полезен!!!).

Экономист-урбанист Ковалева Оксана